Для современных климатических систем заправка хладагентом важнее, чем когда-либо! Симптомы неправильной заправки могут варьироваться от более высоких затрат на электроэнергию до преждевременной замены оборудования. Некоторые симптомы заметны для конечного пользователя, а другие гораздо более скрытны. Производители создают много ресурсов для техников, чтобы обеспечить правильное подключение их оборудования. Некоторые даже дошли до создания «автономной» системы заправки внутри самого оборудования. Суть в том, что производители утратили уверенность в способности техника выполнять точную заправку системы.

Почему техническим специалистам трудно правильно и точно зарядить оборудование? Во-первых, не хватает образования и обучения. Многие техники учатся перенимая опыт у своего наставника на работе. Системы которым 10-15 лет не такие, как сегодня; старое оборудование было гораздо более терпимым к незначительным погрешностям в заправке. Некомпетентность подкрепленная гордостью представляет собой опасную комбинацию. Компрессоры обычно не умирают от естественных причин; это убийство, так что не игнорируйте обучение производителя оборудования! Если есть какие-либо вопросы относительно процедуры или количества хладагента, позвоните производителю! Именно поэтому они поставляют линию технической поддержки или сайт. Большинство компаний организуют учебные курсы в вашем локальном офисе снабжения.

Вот некоторые из последствий и симптомов неправильной зарядки системы:

Система недозаправленна:

Слегка недозаправленная система: может незначительно выполнять на выполнение системой своих функций, но годовые расходы на электроэнергию будут выше, чем ожидалось. Также может ощущаться недостаток холодопроизводительности в жаркие дни. Испаритель будет ощущать нехватку в хладагенте, в результате чего перегрев будет выше, чем обычно. Разница температур на воздухоохладителе (воздух на входе и выходе) будет ниже ожидаемой. Компрессор может работать при более высоких внутренних температурах, что может привести к его падению.

Существенно недозаправленная система: отрицательно скажется ощущении комфорта при работе системы и холодопроизводительности, особенно в жаркие дни. Испаритель системы будет нуждаться в хладагенте, вызывая намного более высокий перегрев. Разница температур на трубном пучке испарителя будет очень низкой или близкой к нулю. Давление кипения будет низкой, возможно, ниже нуля, что приведет к обледенению теплообменника. Внутренняя температура компрессора будет намного выше, что приведет к перегреву двигателя. Смерть компрессора наступит гораздо раньше, чем его ожидаемый десятилетний срок службы, а годовые эксплуатационные расходы будут чрезвычайно высокими.

Работа при практически полном отсутствии хладоагента: может быть чрезвычайно вредным для системы и она не должна он работать в таком состоянии. Там не будет никакого охлаждения в дополнение к уже нанесенному ущербу. Многие производители устанавливают предохранители низкого давления, чтобы предотвратить это. Низкий уровень заряда системы может быть обусловлен рядом факторов: утечка может быть вызвана браком производителя, или плохим качеством монтажа во время или после процедур установки и ввода в эксплуатацию. Настоятельно рекомендуется подготовить «лист ввода в эксплуатацию», который похож на отчет о техническом обслуживании. Это делается при запуске, чтобы предотвратить и исправить любые потенциальные проблемы с оборудованием или его установкой. Если система требует регулировки заряда, это делается при вводе оборудования в эксплуатацию. Многим производителям требуется лист ввода в эксплуатацию для поддержки гарантийных претензий. Поиск утечек может быть дорогостоящей процедурой, как для техников, так и для клиентов. Возраст системы и финансовые ресурсы клиента должны определять необходимость поиска утечек. Система старше десяти лет использующая R22, является вероятным кандидатом на замену, а не на ремонт. Всегда оценивайте такие решения с помощью следующего вопроса: что лучше всего послужит клиенту?

По мере того, как расход хладагента истощается, система будет работать все менее и менее эффективно, что обуславливает преждевременный отказ.

О важности точной заправки системы

Система с излишней заправкой:

Небольшая перезаправка: может незначительно повлиять на комфорт или производительность, и может даже не быть замечена с учетом разницы температур в испарителе. Однако испаритель будет затоплен, что приведет к снижению ожидаемого перегрева. В более прохладные дни существует вероятность затопления компрессора. Конденсатор также может быть слегка затоплен. Затопление конденсатора несомненно, приведет к более высоким эксплуатационным расходам.

Сильная перезаправка: окажет гораздо большее пагубное влияние на систему. Комфорт от эксплуатации системы и её производительность значительно снизятся. Давление системы будет намного выше обычного, приводя к более высокой температуре кипения. Конденсатор также будет затоплен и едва сможет отводить теплоту. Существует больше возможностей для затопления жидкостью  и фатального повреждения компрессора. Сила тока компрессора будет намного выше, чем ожидалось, и если оставить ее без контроля, система будет обречена на отказ. Имейте в виду, что это НЕ может быть покрыто какой-либо гарантией, так как это, скорее всего, не поломка по вине производителя.

Излишне заправить систему на самом деле довольно легко. Если в день запуска температура окружающей среды низкая, техник может ошибочно принять низкое давление в системе за нехватку хладоагента. В более прохладные дни необходимы специальные процедуры, такие как накрытие теплообменника конденсатора, чтобы «обмануть» конденсатор, думая, что он теплее. Еще одна распространенная ошибка — не дать системе достичь «устойчивого состояния». После первоначального запуска системы необходимо подождать 15-20 минут, чтобы давление и температура стабилизировались. Классическая аксиома предполагает, что линия всасывания должна быть «BCC» (Beer Can Cold) (чтоб пивко охлаждало), но эта мера не относится к современному оборудованию. В современном мире мы должны провести полную диагностику, чтобы завершить работу.

Процедуры зарядки зависят от ряда переменных, включая тип системы, характеристики дозирующего устройства, класс хладагента и требования производителей. Рекомендуется проконсультироваться с производителем относительно его оборудования и требований. Производители, такие как Trane, предприняли шаги для повышения производительности своего оборудования, разработав бортовую систему зарядки (система помощи при зарядке Trane), но это НЕ метод автозаправки! Техническому специалисту по-прежнему нужно знать о производительности и заправке системы!

Как технические специалисты, мы всегда должны стремиться восстановить уверенность производителей в нашей способности поддерживать их системы. Самое главное, наши клиенты заслуживают нашего внимания к производительности и эффективности их систем.

Сосредоточение этих целей может принести только пользу нашей отрасли!